Blog
Back

Case: we created autoclassify from scratch in 7 months

#Development 15 december 2021

Всем привет! На связи AGIMA. Сегодня мы здесь, чтобы рассказать про кейс, который нам очень нравится. Около года назад в Казахстане появился сайт для продажи автомобилей Mycar.kz. Он очень быстро собрал приличную аудиторию и составил конкуренцию аналогичному ресурсу, который появился на рынке на десятилетие раньше. Но для нас интересно не это. Дело в том, что еще в январе прошлого года проекта просто не существовало. Создать масштабную, рассчитанную на сотни тысяч пользователей площадку с нуля удалось за 7 месяцев. И хотя без косяков не обошлось, всё же к осени проект вышел на рынок и начал зарабатывать.


Как вы догадались, разработкой занималась AGIMA. Сейчас расскажем, как работали над проектом и как сложно было успеть в срок.


Предыстория

Расскажем откуда ноги растут, чтобы было четкое представление. Итак, мы занимаемся разработкой веб- и мобильных приложений, и в начале 2020 года у нас появился новый заказчик — компания Astana Motors. Это один из крупнейших в Казахстане мультибрендовых автодилеров, который продает машины разных марок: от BMW до Chevrolet. Компания существует с 1992 года, и за это время они открыли по стране сеть из 23 дилерских центров. Через эти салоны и шла большая часть продаж. Масштабно!


Но в 19-м году ребята задумали большой проект — собственный классифайд. Помните газету «Из рук в руки»? Вот то же самое, но в интернете: сайт с объявлениями типа «продам машину». И хотя в Казахстане на тот момент уже работал один подобный ресурс, в Astana Motors решили, что могут лучше.


Сказано — сделано. В ноябре 19-го года ребята решили, что сайт пора делать. Поискали компанию, с которой хотят работать, и остановились на нас. А в феврале 20-го мы уже приступили к работе. Планы были наполеоновские: нужно было построить платформу (не забываем, что это и веб и мобайл), где любой человек или компания смогут продать машину, купить машину или взять машину в кредит. В общем, второй Авто.ру, только для Казахстана. Но главное — запустить проект хотели уже в июне.


Вызов принят

Когда проекту дали старт, первым делом мы поехали в Казахстан. Нужно было (попробовать местную кухню и погулять по горам) обсудить с заказчиком все нюансы будущего классифайда, начать предпроектное исследование и зафиксировать требования. И главное, хотели понять специфику рынка и выяснить, какая инфраструктура есть у Astana Motors.



Команда AGIMA и руководитель проекта со стороны Astana Motors, февраль, 2020


Мы рассуждали так: у ребят уже есть налаженные процессы по продаже автомобилей — как новых, так и подержанных. А значит, новый классифайд должен быть интегрирован с их инфраструктурой. Так что за неделю в Казахстане мы поговорили с огромным количеством их сотрудников: руководителями дилерских центров и менеджеров, которые занимаются продажей автомобилей б/у. Потом всю информацию разбивали по фичам: что пойдет в первую очередь, что во вторую.

Михаил Дырма
Руководитель проектного офиса AGIMA


Нам было важно, чтобы итоговый продукт был не просто еще одним проектом Astana Motors, а чтобы уже сложившийся бизнес и новый сайт работали в единой системе. Поэтому много внимания мы уделили особенностям локального рынка. Скажем, в России почти не встретишь Hyundai Elantra, потому что у нас в этой нише продается модель Hyundai i30. А вот в Казахстане — очень популярная модель. Поэтому при проработке каталога автомобилей это надо было учитывать.


Вывод простой: работаете на зарубежном рынке, узнайте боли и потребности этого рынка. Очевидно? Да! Все так делают? Нет.


Наполеоновские планы

В Казахстане наша команда из 4 человек пробыла неделю. С нашей стороны работал технический архитектор, аналитик и два проектных менеджера. Со стороны заказчика к нам на разных этапах присоединилось еще около 20 человек. Вместе через интервью и опросы мы составили портрет пользователя, для которого делали сайт.


Старались опять же учесть местный колорит. Например, оказалось, что в Казахстане картинки зачастую пересылают скриншотом. Вот понравилась машина — и они ее скринят. Так что картинки на сайте мы делали с мыслью, что их будут скринить, а не пересылать с помощью специальной кнопки, скажем.


Через неделю такой работы нам удалось собрать требования для MVP:
  • каталог автомобилей с большим набором фильтров для сортировки;

  • личный кабинет с возможностью управлять объявлениями (публиковать, редактировать и удалять) и добавлять их в избранное;

  • функциональность сохранения настроек поиска;

  • настройка уведомлений о новых подходящих объявлениях;

  • интеграция функций авторизации и регистрации пользователя.


Летом, когда мы уже готовились к сдаче проекта, в MVP добавилось еще несколько пунктов. И тут нужно написать про огонь и вот это все, но мы вместе сочли, что это важные фичи для MVP, поэтому добавили. Вот они:
  • блог, куда менеджеры клиента смогли бы добавлять новости из мира авто;

  • раздел с кредитными программами по автомобилям — новым и с пробегом;

  • функцию онлайн-заявки на кредит, интегрированную со скорингом;

  • брендовый раздел каталога Mycar Prime для проверенных авто от дилера.


После того, как мы собрали все требования, плотно взялись за работу.


Следующие шаги

Дальше мы запустили все основные процессы: начали продумывать архитектуру, разрабатывать брендинг и формировать продуктовую команду. В итоге в ней, кстати, было 36 человек. Это больше, чем среднестатистический школьный класс или больше, чем средняя студия по разработке в регионе. На начальных этапах команда состояла по большей части из наших сотрудников, а со стороны Astana Motors работали маркетолог, технический специалист, аналитик и менеджер. Но в процессе работы количество сотрудников со стороны заказчика росло. В этом был смысл: изначально предполагалось, что мы передадим им готовый и функционирующий продукт, а перед этим научим, как с ним работать и его развивать.


В феврале-марте команда полноценно взялась за дело. Одной из важнейших задач был брендинг: для классифайда надо было придумать всё — от названия до логотипа. Название придумывали на совместных мозговых штурмах, в переписках — в общем, по-разному. По идее, хорошее название должны легко читать, легко писать, быстро запоминать и моментально понимать. Так что из всех вариантов больше всего зашел Mycar. Соответственно, так появился и адрес сайта — mycar.kz.


С логотипом было чуть сложнее, но и интереснее. С помощью лого надо было:
  • донести до пользователей информацию о самом продукте;

  • акцентировать внимание на важном;

  • показать, что сайт и приложение современные и актуальные. Все-таки хипстеров в Казахстане тоже много.


В первую очередь начали заигрывать с темой лошадей: лошадиные силы, лошади под капотом, степные лошади Казахстана — вот это вот всё. Но вскоре поняли, что рядовому пользователю больше запомнится что-то проще и лаконичнее.


Через ассоциации нам удалось накидать много безумных вариантов: от металлических лошадей и синтезированных автомобильных эмблем до привязок к казахским национальным символам. Но в нашем digital-мире важна приятная и доступная визуализация на экране в виде комфортной на эмоциональном уровне иконки. Все сложные кони с длинными ногами остались в стойле. А вот безмятежное чувство удовлетворения от выезжающего на зеленый свет новенького автомобиля вызывает улыбку. Воображение продолжило семантический ряд получившегося логотипа, навеяв нам образ лобового стекла.

Григорий Коченов
Креативный директор AGIMA



Варианты логотипа


В итоге главным элементом логотипа стало лобовое стекло, напоминающее улыбку. Выполнен он был в зеленом цвете: во-первых, это разрешающий сигнал светофора, а во-вторых, цвет безопасности и надежности.


Архитектура

Параллельно с брендингом начали заниматься и технической работой: декомпозировали бэклог на фичи и занялись бэкендом. Чтобы успеть к сроку, нам пришлось торопиться, и поэтому мы допустили с пяток ошибок разной степени сложности, о которых подробно написал архитектор проекта Леша Половинкин в нашем блоге на Хабре. В техническом смысле перед нами стояла реально впечатляющая задача: создать сайт и мобильные приложения на Android и iOS с кучей интеграций и сервисов, рассчитанные на как минимум миллион пользователей в день. Чтобы заставить такую махину работать, да еще и в короткий срок, выбрали микросервисную архитектуру в Kubernetes, где каждый логический юнит — это отдельный сервис.


Поговорим о технологиях, о том, что мы любим больше всего. Итак, сервисов получилось много:
  • сервис объявлений (самый крупный из всех): через него можно создавать объявления, искать, редактировать их и т. п.;

  • сервис SEO: его задача — обеспечивать умную настройку правил формирования URL, а еще делать так, чтобы сайт быстро находили в сети;

  • сервис замазывания номеров на фотографиях: здесь мы применяли machine learning — сервис сам находит номер машины на фотографии и прячет его;

  • сервис кредитования: своеобразный кредитный калькулятор;

  • сервис трейд-ин: он помогает продавать автодилеру за счет интеграции с CRM.


И это даже не полный список. Другие сервисы отвечали за блог, хранение истории поисков, избранного, профилей пользователей, финансовые программы, маркетинговые активности, геолокацию и т.п.



Конечно, вся архитектура находится в Kubernetes, потому что:
  • помогает мониторить сервисы и распределять нагрузки;

  • саморегулирует отказы от неработоспособных контейнеров;

  • помогает выпускать новые версии на базе старых и позволяет бесшовно масштабироваться.


Для внедрения одной фичи тебе нужна одна библиотека, для решения другой — другая. А внутри эти библиотеки используют разные пакеты, которые между собой могут конфликтовать, требовать другие версии. Микросервисы это всё изолируют и позволяют для конкретного решения использовать именно тот инструментарий, который тебе нужен. Также данный метод позволяет синтезировать мультиязычность. Всё это будет прекрасно уживаться, ведь являет собой изолированные части проекта. Например, Python подходит для веб-сервисов, потому что он гибкий, Java для разработки программных средств, а GoLang — для аналитики.

Алексей Половинкин
Руководитель Python-разработки AGIMA


Кроме того, изначально было понятно, что проект Mycar будет расти, и монолит мешал бы его масштабированию. Хотя, конечно, были и свои недостатки: на создание инфраструктуры ушло много ресурсов, мы ее долго выбирали. Но итогом остались довольны.


Главные фичи

Когда мы закончили работать с брендингом и архитектурой, взялись за фичи. Главной задачей было сделать каталог интуитивно понятным, а продажу автомобилей безопасной для пользователей и бизнеса. Начали с дизайна: его сделали максимально легким, чтобы ничего не отвлекало от выбора машины. Кроме того, добавили мультяшные элементы. Напишите в комментариях, нравятся ли они вам.




Слева каталог и фильтрация, а справа мультяшные человечки


Саму карточку с объявлением сделали функциональной и простой. Продавец может добавлять в нее сколько угодно фотографий или даже видео. При этом связаться с продавцом легко: в карточке есть специальная кнопка. Но его личные данные захэшированы, чтобы их не могли скопировать злоумышленники.



Карточка товара на десктопной и мобильной версии


Всю информацию о машине, которая понравилась, можно узнать из превью на главной странице. Так можно сравнивать несколько автомобилей, не открывая отдельные вкладки. Все основные опции мы успели сделать в срок — уже летом первая версия сервиса была готова, но заказчик, как мы и говорили, решил расширить MVP.


Так во всей истории появился кредитный калькулятор: захочется купить машину подороже — можно прямо на сайте рассчитать, каким будет ежемесячный платеж и какими будут переплаты. Больше того, заявку на кредит тоже можно подать через сайт и приложения. Затем добавили еще один большой сервис — блог с новостями автоиндустрии и вокруг нее.




Показали разные кредитные предложения на авто


Мобильное приложение

Версии мобильного приложения Mycar для iOS и Android сразу входили в MVP. Astana Motors понимали, что большая часть пользователей будет продавать или покупать машины через «сотку» (так в Казахстане называют мобильные телефоны, такая вот местная особенность).


Из особенностей: в мобильной версии сделали больший акцент на фото — их с экрана смартфона должно быть хорошо видно. Они перелистываются по свайпу, их легко скринить (помните же про скрины?=)) и отправлять кому-то.




Карточка автомобиля и кредитный калькулятор в мобильном приложении


Что в итоге

Вернемся к нашей хронологии. Запустить итоговый и полностью работающий продукт мы должны были в июне. Полностью разработать масштабный проект за 4 месяца, как вы понимаете, практически невозможно — так что реальный срок сместился на конец лета. Но когда на горизонте уже замаячил финиш, заказчик расширил MVP.


В итоге запустили Mycar в сентябре. Посчитаем: февраль, март, апрель… сентябрь. Получилось 7 с небольшим месяцев. За это время команда со стороны заказчика существенно выросла, и мы готовы были передать им полностью работающий проект. В конце прошлого года, когда мы активно следили за статистикой, на сайте ежедневно было 7000 активных объявлений. Активных — то есть не старше 2-х недель.


Давайте подытожим, что же удалось сделать за 7 месяцев:
  • мы собрали команду с нужными компетенциями и экспертизой: от аналитики до ввода в эксплуатацию;

  • выстроили процессы разработки и передали экспертизу заказчику;

  • разработали удобный сервис, успели сделать и веб- и мобильные приложения;

  • выстроили процессы управления продуктом на основе данных и передали всё внутренней команде проекта.


И главное правило — исследуйте рынок, на котором работаете. Это могут быть как сайты и приложения, так и игрушки для детей или кровля для домов. Делитесь в комментариях вашими историями создания цифровых продуктов на других рынках, с удовольствием подискутируем на этот счет.

Комментарии и обсуждения статьи на vc.ru.


Content-hub

0 / 0
+7 495 981-01-85 + Become a customer
Services Cases Content-hub