Blog
Back

Product Designers: Who Are They? Duties, Required Skills, Possible Career Paths

#Design 08 october 2020

На­вер­ня­ка вам ча­сто по­па­да­лись объ­яв­ле­ния о по­ис­ке UX или UI-ди­зай­не­ра. Если вы за­да­ва­лись во­про­сом, чем за­ни­ма­ют­ся люди этой про­фес­сии, то этот ма­те­ри­ал спе­ци­аль­но для вас. В сво­ей ста­тье для «Цеха» Кон­стан­тин Кис­лей­ко, ру­ко­во­ди­тель от­де­ла ди­зай­на ком­па­нии AG­IMA и пре­по­да­ва­тель на кур­се «UX/​​​​UI ди­зай­нер» в Нето­ло­гии, рас­ска­зы­ва­ет, кто та­кой про­дук­то­вый ди­зай­нер, ка­ки­ми на­вы­ка­ми он дол­жен об­ла­дать, и по­че­му даже здесь вам по­на­до­бит­ся ана­ли­ти­ка дан­ных.

Кто та­кой про­дук­то­вый ди­зай­нер

Если вы по­про­бу­е­те разо­брать­ся, кто та­кой про­дук­то­вый ди­зай­нер се­го­дня, вас ждет путь непо­ни­ма­ния и боли. Опре­де­ле­ний в ин­тер­не­те мас­са, и ка­жет­ся, что каж­дый го­тов при­не­сти свое ви­де­ние. Если про­ска­ни­ро­вать ва­кан­сии, то и здесь мож­но уви­деть очень раз­ные тре­бо­ва­ния и фор­му­ли­ров­ки.

Сара Клейн, ди­зай­нер из Аме­ри­ки, про­ве­ла ин­те­рес­ный экс­пе­ри­мент. Она взя­ла 10 ва­кан­сий про­дук­то­во­го ди­зай­не­ра и 10 ва­кан­сий UX-ди­зай­не­ра в Сан-Фран­цис­ко. И по­пы­та­лась най­ти пе­ре­се­че­ния. Ре­зуль­тат экс­пе­ри­мен­та за­ста­вил по­нять, что про­дук­то­вый ди­зай­нер — это ско­рее про биз­нес, а UX-ди­зай­нер — про опыт.

В це­лом, все схо­дят­ся в од­ном — про­дук­то­вый ди­зай­нер дол­жен в первую оче­редь де­лать про­дукт. Но опре­де­лить чет­кие гра­ни­цы, где за­кан­чи­ва­ет­ся ра­бо­та ди­зай­не­ра и на­чи­на­ет­ся ра­бо­та смеж­но­го спе­ци­а­ли­ста, ни­кто так и не смог. Дол­жен ли про­дук­то­вый ди­зай­нер пи­сать ТЗ, про­во­дить ис­сле­до­ва­ния, ко­пать­ся в ана­ли­ти­ке, со­став­лять UI-киты, бе­се­до­вать с биз­не­сом, про­ка­чи­вать мет­ри­ки? Вот при­мер ва­кан­сии про­дук­то­во­го ди­зай­не­ра от од­но­го из IT ли­де­ров рын­ка — ни сло­ва про биз­нес и мет­ри­ки:

1.png

Ка­кие функ­ции дол­жен вы­пол­нять про­дук­то­вый ди­зай­нер

Обыч­но круп­ные агент­ства ра­бо­та­ют над несколь­ки­ми де­сят­ка­ми про­дук­тов од­но­вре­мен­но. И на­вы­ки, ко­то­рые при этом при­ме­ня­ет ди­зай­нер, силь­но за­ви­сят от про­дук­та, кли­ен­та, ме­то­до­ло­гии раз­ра­бот­ки и даже вре­ме­ни года. Один и тот же спе­ци­а­лист на раз­ных про­ек­тах за­ча­стую ис­поль­зу­ет непе­ре­се­ка­ю­щи­е­ся на­бо­ры скил­лов.

На­при­мер, ди­зай­нер мо­жет да­вать экс­перт­ную оцен­ку по недо­стат­кам ин­тер­фей­са и го­то­вить UI-кит. Или со­став­лять мо­дель до­сти­же­ния фи­нан­со­вых KPI в од­ном про­ек­те и ре­дак­ти­ро­вать хе­дер в дру­гом.

На­вы­ки про­дук­то­во­го ди­зай­не­ра

Я изу­чил несколь­ко от­кры­тых ва­кан­сий по сло­вам «про­дук­то­вый» и «ди­зай­нер» и вы­де­лил ти­по­вые тре­бо­ва­ния. Чаще все­го ра­бо­то­да­те­ли ожи­да­ют, что про­дук­то­вые ди­зай­не­ры (так­же как и ди­зай­не­ры про­дук­та, UX/​​UI-ди­зай­не­ры) уме­ют:

  • про­во­дить ди­зайн-ис­сле­до­ва­ния;
  • под­дер­жи­вать и рас­ши­рять ди­зайн-си­сте­му;
  • за­щи­щать и обос­но­вы­вать свои ре­ше­ния;
  • осу­ществ­лять ав­тор­ский кон­троль; ра­бо­тать с боль­ши­ми объ­е­ма­ми дан­ных;
  • за­да­вать во­про­сы, ис­кать от­ве­ты и ар­гу­мен­ти­ро­вать свою точ­ку зре­ния;
  • со­став­лять про­дук­то­вые ги­по­те­зы;
  • ис­сле­до­вать за­да­чи и про­цес­сы; про­ек­ти­ро­вать поль­зо­ва­тель­ские сце­на­рии и ин­тер­фей­сы;
  • про­ве­рять ди­зайн-ре­ше­ния быст­ры­ми юза­би­ли­ти-те­ста­ми и мет­ри­ка­ми;
  • ри­со­вать пер­со­на­жей, икон­ки и дру­гие гра­фи­че­ские эле­мен­ты (при необ­хо­ди­мо­сти).

Уз­кий спе­ци­а­лист или ши­ро­кий про­филь

Необя­за­тель­но уметь все из спис­ка выше сра­зу. Но как ми­ни­мум 2-3 пунк­та бу­дут в каж­дой ва­кан­сии про­дук­то­вой ком­па­нии. Ред­ко ко­гда ищут спе­ци­а­ли­ста, ко­то­рый уме­ет ра­бо­тать толь­ко с ана­ли­ти­кой, про­во­дить ис­сле­до­ва­ния или пи­сать сце­на­рии. По­че­му так? Ведь ка­жет­ся, что су­пер­про­фи в од­ной уз­кой дис­ци­плине мо­жет при­не­сти неве­ро­ят­но мно­го поль­зы про­ек­ту.

Я могу на­звать две при­чи­ны — ско­рость и про­цес­сы.

На эта­пе пе­ре­да­чи ар­те­фак­тов от спе­ци­а­ли­ста к спе­ци­а­ли­сту тра­тит­ся мно­го вре­ме­ни на при­ем­ку, кор­рек­цию и син­хро­ни­за­цию. На­при­мер, один уз­кий спе­ци­а­лист мо­жет про­ве­сти неве­ро­ят­но ка­че­ствен­ное и по­лез­ное ис­сле­до­ва­ние за один день. И по­том пе­ре­да­вать ре­зуль­та­ты это­го ис­сле­до­ва­ния дру­гим ко­ман­дам це­лую неде­лю: то акт не под­пи­сан, то ре­сурс не за­пла­ни­ро­ван, то от­вет­ствен­ный ме­не­джер не пе­ре­дал что надо кому надо, то ди­зай­нер не по­нял от­чет и 4 раза пе­ре­спра­ши­ва­ет...

По­лу­ча­ет­ся, что де­шев­ле на­нять су­пер до­ро­го­го уни­вер­са­ла, чем це­лую ко­ман­ду уз­ких спе­ци­а­ли­стов. По­то­му что он бу­дет все эти про­цес­сы про­во­дить са­мо­сто­я­тель­но без по­те­ри ин­фор­ма­ции при пе­ре­да­че. Про­дукт от это­го хуже не ста­нет, но бу­дет го­тов го­раз­до быст­рее. В мире, ко­то­рый то­таль­но по­кло­ня­ет­ся Scrum, ско­рость со­зда­ния про­дук­та крайне важ­на. Ко­неч­но, кру­той уз­кий спе­ци­а­лист в лю­бом слу­чае най­дет себе ра­бо­ту, но на уни­вер­са­лов спрос на­мно­го выше.

Ка­кие на­вы­ки нуж­ны ди­зай­не­ру в 2020 году

Есть два боль­ших под­хо­да к со­зда­нию про­дук­та — ори­ен­ти­ро­вать­ся на опыт или на дан­ные.

Опыт

В цен­тре это­го под­хо­да — на­ра­бо­тан­ная прак­ти­ка ди­зай­не­ра. На­смот­рен­ность, ло­ги­ка, ин­ту­и­ция, ха­риз­ма и уда­ча —— это все про них. Если че­ло­век сде­лал 40 мар­кет­плей­сов, то сде­лать 41 ему не со­ста­вит тру­да: по­смот­рел пару но­вых шо­тов на Dribb­ble, про­чи­тал ТЗ, по­го­во­рил с несколь­ки­ми пред­ста­ви­те­ля­ми ЦА, про­ра­бо­тал по­лу­чен­ную ин­фор­ма­цию и вы­дал ма­ке­ты в раз­ра­бот­ку.

Клю­че­вые на­вы­ки:

  • На­смот­рен­ность.
  • Ло­ги­ка.
  • Луч­шие прак­ти­ки.
  • Глу­бин­ные ин­тер­вью.

Данные

Сей­час прак­ти­че­ски все мож­но из­ме­рить: по­се­ща­е­мость стра­ниц, удер­жа­ние, до­чи­ты­ва­е­мость, при­быль. Одни ре­ше­ния уве­ли­чи­ва­ют эти мет­ри­ки, дру­гие —— умень­ша­ют. Ста­вя экс­пе­ри­мен­ты и срав­ни­вая циф­ры, ди­зай­нер по­лу­ча­ет объ­ек­тив­ную кар­ти­ну по про­дук­ту и оце­ни­ва­ет ре­а­ли­за­цию про­ек­та с точ­ки зре­ния здра­во­го смыс­ла.

Клю­че­вые на­вы­ки:

  • ра­бо­та с ана­ли­ти­кой;
  • про­ве­де­ние ис­сле­до­ва­ний и А/​​​​Б-те­стов;
  • фор­му­ли­ро­ва­ние и про­вер­ка ги­по­тез.

До­пол­ни­тель­ные ин­стру­мен­ты и бо­лее уни­вер­саль­ные на­вы­ки:

  • по­стро­е­ние CJM/​​​​UJM;
  • на­пи­са­ние поль­зо­ва­тель­ских сце­на­ри­ев;
  • со­зда­ние про­то­ти­пов и UI-ки­тов.
  • Если вы ра­бо­та­е­те с неболь­ши­ми про­ек­та­ми — на­при­мер, для стар­та­пов — вам до­ста­точ­но сво­их опы­та и на­вы­ков. По­то­му что цена ошиб­ки не так вы­со­ка, а сто­и­мость раз­ра­бот­ки про­дук­та в разы ниже.

    Но рано или позд­но про­ект вы­рас­тет, и по­тре­бу­ют­ся на­вы­ки data-dri­ven под­хо­да. В боль­ших про­дук­тах улуч­ше­ние эф­фек­тив­но­сти хотя бы на 1% мо­жет при­не­сти мил­ли­о­ны руб­лей при­бы­ли. И без data-dri­ven под­хо­да та­ко­го до­бить­ся по­чти невоз­мож­но.

    Кро­ме ди­зай­нер­ских на­вы­ков (на­смот­рен­но­сти, дата-драй­вен), лю­бо­му ди­зай­не­ру бу­дет по­лез­но знать о смеж­ных об­ла­стях: ко­гда луч­ше при­ме­нять Scrum, а ко­гда Kan­ban, о кас­со­вом раз­ры­ве и о том, чем JavaScript от­ли­ча­ет­ся от Swift —— все это по­мо­жет об­щать­ся со все­ми чле­на­ми ко­ман­ды на од­ном язы­ке.

    Как вы­брать тра­ек­то­рию ка­рье­ры

    В ком­па­нии AG­IMA ра­бо­та­ет мно­го уз­ко­спе­ци­а­ли­зи­ро­ван­ных экс­пер­тов. И сво­ей экс­пер­ти­зой ком­па­ния по­кры­ва­ет все по­треб­но­сти в со­зда­нии про­дук­та. Все экс­пер­ты раз­де­ле­ны на шесть боль­ших групп, ко­то­рые идут по про­ек­ту как по­сле­до­ва­тель­но, так и па­рал­лель­но:

    • Управ­ле­ние про­ек­та­ми.
    • Веб-ана­ли­ти­ка.
    • Си­стем­ная ана­ли­ти­ка.
    • Про­ек­ти­ро­ва­ние.
    • Ди­зайн.
    • Раз­ра­бот­ка (эта груп­па в са­мая боль­шая и со­дер­жит в себе, кро­ме са­мой раз­ра­бот­ки, De­vOps, ин­фор­ма­ци­он­ную без­опас­ность, те­сти­ро­ва­ние, мо­биль­ную раз­ра­бот­ку).

Все эти груп­пы плот­но ра­бо­та­ют друг с дру­гом, го­во­рят на од­ном язы­ке, пи­лят еди­ный про­дукт, но спе­ци­а­ли­за­ции и об­ла­сти от­вет­ствен­но­сти — раз­ные. Имен­но по­это­му для раз­ра­бот­ки пол­но­цен­но­го про­дук­та мы со­би­ра­ем про­дук­то­вые ко­ман­ды из раз­лич­ных ком­пе­тен­ций. Без­услов­но, часть та­ких ком­пе­тен­ций мо­жет быть смеж­ной.

Зоны от­вет­ствен­но­сти силь­но пе­ре­се­ка­ют­ся. В ре­зуль­та­те та­кой ра­бо­ты экс­пер­ты впи­ты­ва­ют роли друг дру­га. Раз­ра­бот­чи­ки на­чи­на­ют управ­лять про­ек­та­ми, управ­лен­цы ухо­дят в ана­ли­ти­ку, ана­ли­ти­ки со­би­ра­ют про­то­ти­пы, про­ек­ти­ров­щи­ки ри­су­ют ди­зайн, ди­зай­не­ры на­чи­на­ют ста­вить экс­пе­ри­мен­ты и про­во­дить ис­сле­до­ва­ния.

И хо­ро­ше­му про­дук­то­во­му ди­зай­не­ру по­лез­но раз­ви­вать кросс-функ­ци­о­наль­ные на­вы­ки. Если у вас уже есть опре­де­лен­ный силь­ный на­вык, то сто­ит пер­вым де­лом опре­де­лить на­вы­ки, ко­то­рые мак­си­маль­но близ­ки к ва­ше­му.

На­при­мер, если вы си­стем­ный ана­ли­тик, зна­чит вы уме­е­те опи­сы­вать и ис­сле­до­вать. Эти на­вы­ки близ­ки про­ек­ти­ров­щи­кам и веб-ана­ли­ти­кам. Зна­чит вы мо­же­те при­сту­пить к изу­че­нию ин­стру­мен­тов веб-ана­ли­за (Ян­декс.Мет­ри­ка и Google An­a­lyt­ics) и ме­то­до­ло­гии ис­сле­до­ва­ний, и па­рал­лель­но осва­и­вать ин­стру­мен­ты про­то­ти­пи­ро­ва­ния и по­стро­е­ние CJM.

Если вы управ­ля­е­те про­ек­та­ми, то вы уме­е­те счи­тать и по­ни­ма­е­те биз­нес. Веб-ана­ли­ти­ка, си­стем­ная ана­ли­ти­ка, мет­ри­ки эф­фек­тив­но­сти долж­ны да­вать­ся вам очень лег­ко. UI-ди­зай­не­ры, оче­вид­но, долж­ны рас­ши­рять­ся сна­ча­ла в про­ек­ти­ро­ва­ние и ис­сле­до­ва­ния.

К тому мо­мен­ту, как вы изу­чи­те две со­сед­ние спе­ци­а­ли­за­ции, вы сами пой­ме­те, что вам раз­ви­вать даль­ше и к чему у вас ле­жит душа. Глав­ное пом­нить, что ком­пе­тен­ций мно­го не бы­ва­ет.


Content-hub

0 / 0
+7 495 981-01-85 + Become a customer
Services Cases Content-hub