Пирамида метрик и иерархия метрик
Пример иерархии метрик
- понимаем, как влияет на улучшение показателей продукта изменение процессов (в динамике, в том числе и долгосрочный эффект);
- знаем, какие показатели могут ухудшиться при улучшении выбранной метрики;
- видим порядок в бэклоге и упрощение приоритизации задач.
Метрика полярной звезды
NSM подойдет для конкретной фичи или задачи в рамках определенной стратегии на ограниченный период времени. В этом случае можно найти действительно хорошую метрику. Например, часы просмотра в месяц у Netflix, DAU у Facebook и Twitter, количество досок для совместной работы у Miro и т. п. Иерархию метрик часто строят именно как декомпозицию NSM.
Как мы строим пирамиду метрик
- метрики эффективности решения задачи показывают, сколько усилий и ресурсов требуется для решения задачи пользователя или достижения определенного прогресса в рамках ее решения;
- метрики добавочной ценности показывают, насколько эффективнее один продукт решает задачу, чем другой.
- на этапе аудита мы определяем данные, которые отслеживаются и которые нужно отслеживать;
- далее классифицируем показатели с целью избавления от гиперфокуса;
- потом добавляем базовую иерархию;
- выстраиваем связи между метриками.
Платформенные метрики
Интерфейсные
Продуктовые
- Retention показывает, как новые пользователи превращаются в активных;
- LTV показывает, как новые пользователи превращаются в прибыль за все время использования продукта;
- Конверсия в первую покупку показывает, как продукт превращает новых пользователей в платящих.
Бизнесовые (они же метрики роста)
- DAU или дневная активная аудитория (New Users * Retention).
- Прибыль (New Users * LTV).
- Количество пользователей, отправляющих сообщения (New Users * Retention into Sending a Message).
- Количество новых подписчиков (New Users * Conversion into Subscriber).
- Revenue, Profit, маржа, объем реализованной продукции и т. п.
Когда мы оцениваем продуктовые изменения, нельзя ориентироваться на метрики роста, так как эти показатели зависят не только от характеристик продукта, но и от притока новых пользователей.
Что дальше?
Пирамида метрик и OKR
- Давайте на примере. У нас есть бизнес-цель — увеличить продажи на сайте на 30% в следующем квартале. Для ее достижения мы ставим OKR — увеличить конверсию на сайте с 2% до 4%, а также поднять долю поискового трафика на 15%. Чтобы измерить прогресс в достижении этих результатов мы можем использовать пирамиду метрик. На верхнем уровне пирамиды будут общие бизнес-метрики, такие как общее количество продаж и общий доход. Ниже могут быть метрики, связанные с каналами маркетинга, такие как количество кликов на рекламное объявление и количество новых посетителей на сайт. Далее будут более детализированные метрики, связанные с конкретными действиями пользователей на сайте, такие как количество добавлений в корзину, количество завершенных заказов, количество брошенных корзин и т. д. Чтобы измерить прогресс в достижении ключевого результата — увеличить конверсионный показатель на сайте с 2% до 4%, помимо отслеживания самой конверсии мы анализируем значения и влияем на ряд связанных метрик, отражающих поведение пользователей. Так, снижая значение показателя отказа, работая с количеством брошенных корзин и т. д., мы идем к нашей ключевой цели, параллельно фиксируя результат.
Предиктивная аналитика
- Сбор данных.
Предсказательная аналитика требует доступа к историческим данным о продукте, то есть по всем составляющим блоков нашей пирамиды в ретроспективе. - Идентификация целевых метрик.
Определение ключевых показателей, которые для нас сейчас являются основными для оценки эффективности и успеха продукта. - Моделирование данных.
После сбора и агрегации данных они прогоняются через алгоритмы ML для анализа и прогнозирования. Примеры моделей включают линейную регрессию, временные ряды, деревья решений и другие методы. - Прогнозирование и оптимизация.
Прогнозы могут быть представлены в разнообразных формах: числовых значениях, графиках, прогнозных диапазонах и т. д. Всё ависит от того, о чем вы договоритесь с вашим Data-аналитиком. Оптимизация основывается на цикле экспериментов и постоянного анализа результатов для проверки эффективности предполагаемых изменений. - Оценка точности моделей.
Сравнение фактических значений метрик с прогнозируемыми позволяет оценить точность предиктивных моделей. Сюда входит вычисление значений метрик оценки точности, таких как MAE (средняя абсолютная ошибка), MSE (среднеквадратичная ошибка), коэффициент детерминации и других. Оценка точности моделей помогает определить их надежность и применимость в реальных сценариях. По мере накопления данных по конкретным показателям модели делают всё более корректные прогнозы. - Принятие решений.
На основании прогнозов можно определить приоритеты развития продукта, инвестиции в маркетинг, оптимизацию пользовательского опыта и другие стратегические активности.
Выглядит это всё непросто. Поэтому удобнее использовать калькулятор предсказания изменений.
Калькулятор предсказания изменений
- ввод данных;
- анализ данных;
- прогнозирование изменений;
- визуализация результатов;
- интерактивность (опционально).