— Как сделать ретроспективу одновременно полезной и интересной?
Я тоже долго искала на него ответ, но в итоге пришла к простому выводу: я против скучных встреч.
Каждая встреча должна быть наполнена смыслом, и вся команда должна этот смысл понимать. А еще важнее, чтобы встреча была динамичной и яркой. В этой статье расскажу, как сделать ретроспективу как раз такой. Уверена, полезно будет и тем, кто уже давно руководит проектами, и тем, кто делает первые шаги в этом деле.
Поехали.
Что такое ретроспектива
Задача руководителя проекта — подготовиться к ретроспективе, провести ее и затем проследить, чтобы все договоренности исполнялись.
- Запланировать время команды.
- Выявить проблемы, которые нужно рассмотреть.
- Придумать тему.
- Продумать тайминги.
Про каждый шаг расскажу отдельно.
✔ Планируем время
- Если в команде 10 человек, но у двоих отпуск, у одного больничный, а еще у двоих встречи, ретроспективу лучше перенести. В идеале на ретроспективу должны приходить все. Команда должна понимать, что это необходимое и обязательное мероприятие. Пропускать его не стоит.
Важно, чтобы такая ситуация больше не повторялась. Можно проводить голосование примерно за неделю до ретроспективы, чтобы выяснить, кто сможет присутствовать. Тогда у вас будет возможность заранее принять решение о сдвиге сроков, не день в день.
✔ Выявляем проблемы
- Например, команда медленно выпускает в прод обновления для iOS. Это вызывает недовольство заказчика, конфликты. Конечно, всем это не нравится. Значит, нужно найти корень проблемы, а затем и ее решение. Под проблемой мы всегда понимаем что-то, что имеет прямое отношение к процессу производства.
- Если всем кажется, что веб-разработчик плохо работает, то вопрос следует поставить иначе. Почему он плохо работает? Ему не хватает компетенций? Его достижений не замечают? Плохой разработчик — это не проблема всего проекта. Он один не может сломать весь проект. Это проблема процесса, управления или подбора кадров.
Для каждой ретроспективы мы выбираем один самый острый вопрос.
✔ Выбираем тему ретроспективы
- Например, у меня темой ретроспективы часто становятся вселенная Гарри Поттера, «Пиратов Карибского моря» или Marvel. В качестве темы лучше выбирать фильмы, книги, сериалы или игры, которые все знают. Наверняка в вашей команде есть точки, в которых пересекаются интересы если не всех, то хотя бы большинства участников.
Например, однажды мы фиксировали плюсы и минусы на доске в стиле Гарри Поттера. Плюсы отправлялись в Гриффиндор, минусы — в Слизерин.
✔ Продумываем тайминги
2–3 минуты на сам радар и около 5 — на его разбор. Ниже я расскажу о радаре и его назначении подробнее.
2. Проблемы команды ~ 30 минут.
Выявляем проблемы на этапе подготовки к ретро. Но раскрыть их важно на самой встрече. Тут проблему нужно сформулировать и попросить команду найти решение. На этом же этапе мы генерируем идеи.
- Например, у вас есть проблема: никто не выступает в группе, хотя вам важно делиться опытом внутри отдела. Предположим, сама команда не очень большая — 5 человек. В этом случае можно выписать сильные стороны каждого. Предложить всем проголосовать. Так мы выберем основную сильную сторону каждого человека. Кто-то хорош в общении с заказчиком, а кто-то круто ведет ретро. Теперь каждый должен выступить с докладом о своей суперсиле.
- Например, мы всей командой не понимаем, где и какие документы лежат. Кто-то вынес это в минусы, остальные подтвердили. Сообща решили, что нужно разобраться в документах, разложить всё по полкам и папкам, все папки подписать. Фиксируем это решение в Action-плане и выбираем ответственного.
Понять периодичность просто: сначала проводите ретроспективу раз в полтора месяца. Первая будет долгой — это нормально. Но посмотрите, как долго будет длиться вторая или третья. Если уложитесь в полтора часа, можно ставить встречу реже — например, раз в 2 месяца. Если не уложитесь в 2–3 часа, стоит проводить чаще — раз в 2 недели или в месяц.
Если время на встречу истекло, а карточки еще остались, то просто запланируйте вторую встречу. Пропускать и забивать на чьи-то карточки нельзя.
Ретроспектива по итогам года проходила в стиле церемонии вручения «Оскар».
✔ Готовим доску для ретроспективы
- То есть если у меня по плану сначала идет командный радар, потом обсуждение проблем, потом плюсы-минусы и Action-план, то соответствующие поля на доске должны идти в той же последовательности.
✔ Проводим ретроспективу
- Это шкала, на которой каждый участник команды отмечает, насколько ему комфортно работать. Обычно я спрашиваю о 3 вещах: насколько клевые люди работают на проекте, чувствуется ли в команде поддержка и нравится ли проект в целом. Каждый берет точку нужного цвета и располагает на шкале, как чувствует. Выглядит это так:
Командный радар помогает быстро понять общий эмоциональный фон команды.
- Проведение ретроспективы — это деликатный процесс. Тут нужно быть немного психологом, немного модератором. Важно услышать всех, дать понять, что их мысли поняты, ни с кем не спорить. Нельзя сказать кому-то из команды, что его идеи так себе. Больше того, нельзя допускать, чтобы кто-то другой так говорил. Пусть люди высказываются. Это их время.
Золотое правило №3. Нельзя никого критиковать: каждая идея имеет право на существование.
Вот так может выглядеть Action-план — тут мы назначаем ответственного по каждому вопросу.
✔ Выполняем Action-план
- Чтобы задачи выполнялись, они должны быть разумными. Например, у команды проблема: не хватает Камерон Диаз в офисе. В Action-план я внесу следующее: пригласить Камерон Диаз. Написать я ей могу, но вряд ли она приедет. Значит, эта задача обречена, добавлять ее в план не стоит. Если вы берете в работу невыполнимые задачи, они висят мертвым грузом и всех бесят.
P. S. Мой коллега Дима Курамшин ведет телеграм-канал об управлении проектами. Там много полезной теории и примеров из практики — присоединяйтесь.
Комментарии и обсуждения статьи на vc.